Макулеле

Макулеле — афро-бразильский танец с парными мачете или палками. Танец является неотъемлемой частью бразильского боевого искусства Капоэйры, и как правило исполняется на Батизаду — церемонии посвящения в капоэйристы.

Ритм танцу задают звуки барабана Атабаке (порт. Atabaque) и других перкуссионных инструментов, усиленные песнями, исполняемыми чаще всего на португальском языке.

Атабак

Танец является практически полной импровизацией.

Макулеле танцуется в паре внутри круга. Остальные участники рода в процессе исполнения танца отбивают ритм. Смена партнера идентична смене в Капоэйра.

Термин «Макулеле» происходит от сочетания 2-х слов:

  • «Macua» – название западноафриканского племени, и
  • «Lelê» – палка или мачете на языке народности Malê.

При исполнении танца, по традиции бойцы не одевают каких-либо украшений.

Танец исполняется босиком.

Отсутствие украшений при исполнении Макулеле свидетельствует о возвращении к истокам, когда у рабов не было никаких ценностей, кроме обычаев и веры.
Макулеле

Происхождение Макулеле

По мнению историков, танец зародился в среде воинствующих племен Западной Африки. Однако подробности его возникновения окружены множеством легенд.

Самыми популярными являются три:

  1. Храбрый мальчик
    Согласно данной легенде физически слабый чернокожий мальчик по имени Макулеле, выпив галлюциногенный отвар (напиток из Журемы) смог в одиночку отразить нападение португальских захватчиков, пытавшихся покорить жителей индейского поселения в бразильских джунглях.
  2. Отважные поселенцы
    Легенда о поселенцах повествует о мужественных женщинах, детях и стариках, которые остались одни в то время, как мужчины племени отправились на охоту. Они смогли отразить нападение врагов, взяв в руки палки, дубины и мачете.
  3. Рабы с сахарных плантаций
    По третей легенде танец представляет собой ни что иное, как набор завуалированных бойцовских упражнений. Танцуя, таким образом, рабы на плантациях сахарного тростника Бразилии регулярно тренировали свои бойцовские навыки. Изначально в их руках были не палки и не мачете, а стволы сахарного тростника. В подтверждение достоверности данной теории существуют документальные свидетельства, упоминающие город Санту-Амару (штат Баия), в котором рабы с сахарных плантаций жестоко расправились с надсмотрщиками, замаскировав свой мятеж под праздник с танцами Макулеле.
Макулеле

Возрождение танца

Как и Капойэра, Макулеле было практически забыто к началу 20 века.

Своим возрождением танец обязан одному из мастеров Капоэйра Paulino Alusio de Andrade по кличке Popó Maculele (Попо Макулеле).

Попо смог восстановить некоторые ритмы и песни Макулеле. Также мастер дополнил танец элементами афро-бразильской культуры и начал преподавать танец в своей школе, впоследствии названной — Академия Попо.

Правила

Движения танца выполняются на четыре такта.

На каждый первый или последний такт танцоры ударяют мачете, которые держат в правых руках.

На протяжении остальных 3-х тактов удары наносятся мачете друг о друга в различных вариантах.

Движения в танце выполняются синхронно, что придает особую зрелищность танцу.

В зависимости от уровня мастерства танцоров, Макулеле может дополняться акробатическими элементами различной сложности.

Существуют варианты выполнения танца, где вместо мачете используются горящие факелы, а танцоры демонстрируют технику «огненного дыхания», используя горючую жидкость.

В настоящее время в некоторых школах Капоэйра изучение Макулеле является обязательным.

Также существуют отдельные школы, в которых изучается только данный танец.

Несмотря на то, что движения Макулеле не похожи на движения Капоэйры считается, что танец способствуют лучшему пониманию бразильского боевого искусства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *