Техника Маг Цзал

Техника Маг Цзал основывается на древнем тибетском принципе, который можно перевести, как «Принцип стальной цепи».

Суть данного принципа состоит в понимании того, что гибкость и жесткость — неразрывно связаны между собой.

Жесткость

Жесткость в технике Маг Цзал проявляется в резких, травмирующих ударах.

Одной из самых жестких техник Маг Цзал является техника под названием «Искусство обрубания рук», которая построена на блокирующих и рубящих ударах по конечностям противника.

Техника Маг Цзал

Гибкость

Гибкость в технике Маг Цзал проявляется в постоянных перемещениях, уклонах и обманных движениях, которые не позволяют противнику развить атаку, а бойцу дают возможность противостоять более сильному, вооруженному противнику или нескольким противникам одновременно.

Еще одним важным принципом техники Маг Цзал является принцип:

Не противостоять, а использовать.
 

Мастера Маг Цзал в совершенстве овладели искусством использования силы противника против него самого, пропуская удары противника рядом с собой, «проваливая» противника в образовавшуюся воронку, «снимая» или «закручивая» энергию его движения.

Но данная практика не была уникальной и характерной только для Тибета.

Аналогичные приемы использовались, например, и в китайском Вин Чун и русском рукопашном бое.

Так одним из базовых принципов Русского боевого искусства «ИЗВОР» является принцип непротивления силе и использование силы противника против него самого.

Недопустимость статичного состояния

Одним из важнейших моментов техники Маг Цзал является недопустимость статичного состояния во время поединка.

  Боец, даже остановившись, должен производить какие-либо минимальные движения, не позволяя себе полностью замереть ни на одно мгновение.

Если боец останавливался и замирал, как считали мастера Маг Цзал, происходило внутреннее «переключение» психоэнергетических структур на статичный режим, в результате чего боец не мог молниеносно реагировать на внезапную атаку противника.

Техника Маг Цзал

Лапы дракона

 Наивысшим уровнем технического мастерства в Маг Цзал считается умение вести бой, не блокируя удары противника, а лишь уклоняясь от них.

Для того, чтобы выработать данный навык применяется специальный метод тренировки:

  • Партнер бойца надевает специальное снаряжение под названием «лапы дракона» — кожаные перчатки-кастеты, покрытые шипами и доходящие до локтей и такую же покрытую шипами кожаную обувь на ноги, покрывающую ноги от ступни до колена и в таком снаряжении он ведет бой;
  • Боец должен уклоняться от ударов противника и наносить собственные удары таким образом, чтобы противник не смог блокировать бьющую руку или ногу – в противном случае боец сразу же столкнется с шипами «лап дракона».
Техника Маг Цзал

Захват — удар

Особенностью Маг Цзал является широкое применение техники захватов в сочетании с ударной техникой.

Данное сочетание является гораздо более эффективным способом противодействия противнику, чем прямолинейная ударная техника или техника захватов и бросков.

Суть техники заключатся в том, что боец Маг Цзал постоянно переходит от ударов к захватам и броскам, не вступая в силовую борьбу и не давая противнику подстроиться к его манере боя.

Поскольку мгновенно переключиться с ударной техники на технику захвата на обратно крайне сложно – то, как правило, противник, против которого используется такая техника, неожиданно для себя, попадает под удар или оказывается в захвате.

Техника «Захват-удар» позволяет вести бой в очень плотном контакте с противником, нейтрализуя его удары захватами и мягкими связывающими и обволакивающими блоками.

Тибет

Ударная техника

В Маг Цзал все виды ударов, как руками, так и ногами, в соответствии с принципом биомеханики разделяются на две основные группы:

  • Проникающие (протыкающих, рвущих) удары (Толба); и
  • Дробящие удары (Шагба).

Проникающие удары

Проникающие удары основаны на «сбросе» ударно-динамической волны вглубь тела противника и предназначены для повреждения внутренних органов.

Они соотносящиеся с принципом «Пустого» и связанны с использованием энергии «Инь».

Отработка проникающих ударов

Для отработки «протыкающих» и «рвущих» ударов использовались бараньи и козлиные туши, которые боец, после прохождения предварительного цикла укрепления пальцев рук и запястьев, должен был протыкать ударами типа «острие» (це) или разрывать ударами типа «тигровая лапа» (таг-канг).

Для наработки «проникающего» воздействия применяются техники тушения свечей и сбивание небольших деревянных брусков воздушно-динамической волной удара.

Техника считалась освоенной, когда боец в состоянии пробить свободно подвешенный лист бумаги, даже не прикасаясь к нему.

Дробящие удары

Дробящие удары, применяются для разрушения мышц, костей и суставов противника.

Эти удары соответствуют принципу «Полного» и связаны с использованием энергии «Ян».

Методы наработки дробящих и проникающих ударов в Маг Цзал имеют существенные отличия.

Отработка дробящих ударов

Для отработки «дробящего» удара используются постепенно увеличивающиеся в толщине связки прутьев или упругих деревянных дощечек, которые по своим свойствам сочетания упругости и жесткости максимально приближены к сопротивлению костей человека.

Также широко применяется также и специальная работа на мешках с различным наполнением.

При этом мастера Маг Цзал весьма скептически относились к разбиванию камней и кирпичей, которые по своим свойствам не соответствуют ни одной из частей человеческого тела.

Считается, что разбивание этих предметов не ведет к реальной боевой наработке ударов, что противоречит главному принципу Маг Цзал:

«Эффективность, а не эффектность».
 

Общефизическая подготовка

Техника Маг Цзал

Общефизической подготовке Маг Цзал уделяется особое внимание.

Одно из древних наставлений мастеров Маг Цзал гласит:

У меча следует взять три свойства: жесткость, гибкость и отточенность.
  • Мышцы должны быть жесткими;
  • Тело должно быть гибким;
  • Движения должны быть отточенными.

Большинство мастеров Маг Цзал не допускают учеников к изучению прикладных аспектов боевого искусства до того, как те разовьют с помощью специальных упражнений:

  • гибкость;
  • координацию;
  • скорость;
  • силу;
  • выносливость.

В древности предварительная подготовка в Маг Цзал занимала достаточно продолжительное время и могла доходить до пяти лет.

Позднее подготовительные упражнения тибетского боевого искусства стали изучаться, самостоятельная дисциплина, и практиковались, как отдельно, так и в составе Тибетской оздоровительной системы, называемой «Пять способов взращивания жизни».

Тибетская оздоровительная система включает в себя:

  • Определенный распорядок жизни;
  • Процедуры;
  • Лекарственные средства;
  • Упражнения;
  • Специальную практику созерцания.

Принципы и способы предварительной подготовки и развития качеств, необходимых для обучения Маг Цзал также связаны с теорией «Пяти Первоэлементов».

Техника Маг Цзал

Вода

В первую очередь бойцы Маг Цзал развивали такие качества, как гибкость, растяжка и подвижность суставов, что соответствует элементу «Вода».

При этом особое значение придается гибкости позвоночника.

Древне изречение мастеров Маг Цзал гласит: «Человек молод до тех пор, пока гибок его позвоночник».

При работе над развитием качеств «Воды» категорически запрещается применять грубую силу, поскольку элемент «Вода» относится к началу «Инь», которому свойственна мягкость и расслабленность.

Попытки же ускорить прогресс через грубое усилие приводит к противоположным результатам: травмам, зажатию опорно-двигательного аппарата и, в конечном итоге, — к нарушению всего энергетического баланса в организме.

Поэтому наиболее рациональным для развития этих качеств является мягкое, расслабленное воздействие на мышцы, суставы и сухожилия, применяемое через большое количество повторов на протяжении длительного времени.

Земля и Огонь

В противоположность Первоэлементу «Воде» — Первоэлементы «Земля» и «Огонь» основной упор делали именно на развитие силовых и скоростных качеств бойца, относящихся к началу «Ян».

В эти элементы входили как работа с разнообразными отягощениями – камнями, ядрами, металлическими «поясами» и «браслетами» на руки и на ноги, а также с различными видами каменных и бронзовых гирь, штанг и гантелей, так и упражнениями с собственным весом, такие, например, как различные виды отжиманий, выпрыгиваний, подтягиваний и т.п.

Техника Маг Цзал «Железных чаш»

Тибет

Наиболее известной является так называемая техника «Железных чаш» (Джаг-пхор): боец, держа на обеих ладонях по железной монашеской чаши – патре, одновременно вращает их в противоположные стороны по замкнутой траектории напоминающею цифру «8».

Со временем вес чаш увеличивается: сначала с помощью подсыпаемого в них песка, затем – камешков, а затем – свинца.

Под конец вес чащ достигает более 10 кг, а количество вращений доводится до 1000 раз.

Техника Маг Цзал «Алмазная чаша»

На более высоком уровне обучения данное упражнение, называется уже «Алмазная чаша», усложняется: вращение рук с чашами производится одновременно с вращением корпуса; ноги при этом стоят на двух столбах врытых в землю – так называемых «Золотых столбах» (Сэр-шинг), затем же, по мере освоения, боец балансирует уже на незакрепленных каменных или деревянных цилиндрах высотой около 0,5 м — «Хрустальных столбах» (Шел-шинг).

Это последнее упражнение особо ценится мастерами Маг Цзал, поскольку развивает качества всех «Пяти Первоэлементов» – гибкость, координацию, равновесие, силу и выносливость.

При этом не просто отлично прорабатываются все связки, суставы и мышцы бойца, но и нарабатывается важнейший навык одновременной согласованной работы различных частей тела, который в дальнейшем позволяет легко овладевать основной боевой техникой.

Общефизическая подготовка бойца в Маг Цзал существенно отличается от методик, используемых в современных спортивных системах единоборств.

Боец Маг Цзал развивал не силу или выносливость «вообще», а применительно к конкретным бойцовским двигательным навыкам.

Так, например, выносливость и техника дыхания, развиваемые при обычном беге, в корне отличаются от этих же качеств, требующихся во время реального боя, где постоянно происходит «сбив» скорости и ритма движений.

Поэтому в системе Маг Цзал бойцы не просто бегают (что считается самым начальным уровнем), а бегают по валунам (что развивает особый, «подпружиненный» шаг и великолепное чувство равновесия), в лесу между деревьями, уклоняясь от стволов и веток (что служит освоению технике передвижений и уклонов), и при этом еще и непрерывно выполняют руками движения «Железной чаши», при которых задействованы сразу суставы кистей, локтей и плеч.

Такие движения, являющиеся основой почти всех боевых элементов, одновременно тренируют боевой тип дыхания, а также навык непрерывности и раскованности движений, что является основой тактики ведения боя.

На более продвинутых стадиях это же упражнение еще более усложняется за счет увеличения веса чаш.

Данный подход к тренировочному процессу не просто экономит время, поскольку каждое упражнение развивает сразу несколько общефизических качеств, но также за сравнительно короткий срок развивается особый, «боевой» тип опорно-двигательного аппарата, дыхания и двигательных навыков.

В результате сила рук и ног с помощью специальных упражнений развивалась до такой степени, что практически любой удар, нанесенный бойцом Маг Цзал, почти всегда нес с собой серьезную травму или даже смерть противнику.

Техника Маг Цзал неотделима от ее философии. Невозможно овладеть техникой, не понимая сути приемов и принципов боевого искусства.

Техника Маг Цзал: 1 комментарий

  • 03.11.2019 в 21:12
    Permalink

    Очень интересная статья. Во многих стилях встречаются подобные упражнения, но все они как бы разрозненные. Возможно это боевое искусство первоисточник?

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.