Техника Маг Цзал

Техника Маг Цзал основывается на древнем тибетском принципе, который можно перевести, как «Принцип стальной цепи».

Суть данного принципа состоит в понимании того, что гибкость и жесткость — неразрывно связаны между собой.

Жесткость

Жесткость в технике Маг Цзал проявляется в резких, травмирующих ударах.

Одной из самых жестких техник Маг Цзал является техника под названием «Искусство обрубания рук», которая построена на блокирующих и рубящих ударах по конечностям противника.

Техника Маг Цзал

Гибкость

Гибкость в технике Маг Цзал проявляется в постоянных перемещениях, уклонах и обманных движениях, которые не позволяют противнику развить атаку, а бойцу дают возможность противостоять более сильному, вооруженному противнику или нескольким противникам одновременно.

Еще одним важным принципом техники Маг Цзал является принцип:

Не противостоять, а использовать.
 

Мастера Маг Цзал в совершенстве овладели искусством использования силы противника против него самого, пропуская удары противника рядом с собой, «проваливая» противника в образовавшуюся воронку, «снимая» или «закручивая» энергию его движения.

Но данная практика не была уникальной и характерной только для Тибета.

Аналогичные приемы использовались, например, и в китайском Вин Чун и русском рукопашном бое.

Так одним из базовых принципов Русского боевого искусства «ИЗВОР» является принцип непротивления силе и использование силы противника против него самого.

Недопустимость статичного состояния

Одним из важнейших моментов техники Маг Цзал является недопустимость статичного состояния во время поединка.

  Боец, даже остановившись, должен производить какие-либо минимальные движения, не позволяя себе полностью замереть ни на одно мгновение.

Если боец останавливался и замирал, как считали мастера Маг Цзал, происходило внутреннее «переключение» психоэнергетических структур на статичный режим, в результате чего боец не мог молниеносно реагировать на внезапную атаку противника.

Техника Маг Цзал

Лапы дракона

 Наивысшим уровнем технического мастерства в Маг Цзал считается умение вести бой, не блокируя удары противника, а лишь уклоняясь от них.

Для того, чтобы выработать данный навык применяется специальный метод тренировки:

  • Партнер бойца надевает специальное снаряжение под названием «лапы дракона» — кожаные перчатки-кастеты, покрытые шипами и доходящие до локтей и такую же покрытую шипами кожаную обувь на ноги, покрывающую ноги от ступни до колена и в таком снаряжении он ведет бой;
  • Боец должен уклоняться от ударов противника и наносить собственные удары таким образом, чтобы противник не смог блокировать бьющую руку или ногу – в противном случае боец сразу же столкнется с шипами «лап дракона».
Техника Маг Цзал

Захват — удар

Особенностью Маг Цзал является широкое применение техники захватов в сочетании с ударной техникой.

Данное сочетание является гораздо более эффективным способом противодействия противнику, чем прямолинейная ударная техника или техника захватов и бросков.

Суть техники заключатся в том, что боец Маг Цзал постоянно переходит от ударов к захватам и броскам, не вступая в силовую борьбу и не давая противнику подстроиться к его манере боя.

Поскольку мгновенно переключиться с ударной техники на технику захвата на обратно крайне сложно – то, как правило, противник, против которого используется такая техника, неожиданно для себя, попадает под удар или оказывается в захвате.

Техника «Захват-удар» позволяет вести бой в очень плотном контакте с противником, нейтрализуя его удары захватами и мягкими связывающими и обволакивающими блоками.

Тибет

Ударная техника

В Маг Цзал все виды ударов, как руками, так и ногами, в соответствии с принципом биомеханики разделяются на две основные группы:

  • Проникающие (протыкающих, рвущих) удары (Толба); и
  • Дробящие удары (Шагба).

Проникающие удары

Проникающие удары основаны на «сбросе» ударно-динамической волны вглубь тела противника и предназначены для повреждения внутренних органов.

Они соотносящиеся с принципом «Пустого» и связанны с использованием энергии «Инь».

Отработка проникающих ударов

Для отработки «протыкающих» и «рвущих» ударов использовались бараньи и козлиные туши, которые боец, после прохождения предварительного цикла укрепления пальцев рук и запястьев, должен был протыкать ударами типа «острие» (це) или разрывать ударами типа «тигровая лапа» (таг-канг).

Для наработки «проникающего» воздействия применяются техники тушения свечей и сбивание небольших деревянных брусков воздушно-динамической волной удара.

Техника считалась освоенной, когда боец в состоянии пробить свободно подвешенный лист бумаги, даже не прикасаясь к нему.

Дробящие удары

Дробящие удары, применяются для разрушения мышц, костей и суставов противника.

Эти удары соответствуют принципу «Полного» и связаны с использованием энергии «Ян».

Методы наработки дробящих и проникающих ударов в Маг Цзал имеют существенные отличия.

Отработка дробящих ударов

Для отработки «дробящего» удара используются постепенно увеличивающиеся в толщине связки прутьев или упругих деревянных дощечек, которые по своим свойствам сочетания упругости и жесткости максимально приближены к сопротивлению костей человека.

Также широко применяется также и специальная работа на мешках с различным наполнением.

При этом мастера Маг Цзал весьма скептически относились к разбиванию камней и кирпичей, которые по своим свойствам не соответствуют ни одной из частей человеческого тела.

Считается, что разбивание этих предметов не ведет к реальной боевой наработке ударов, что противоречит главному принципу Маг Цзал:

«Эффективность, а не эффектность».
 

Общефизическая подготовка

Техника Маг Цзал

Общефизической подготовке Маг Цзал уделяется особое внимание.

Одно из древних наставлений мастеров Маг Цзал гласит:

У меча следует взять три свойства: жесткость, гибкость и отточенность.
  • Мышцы должны быть жесткими;
  • Тело должно быть гибким;
  • Движения должны быть отточенными.

Большинство мастеров Маг Цзал не допускают учеников к изучению прикладных аспектов боевого искусства до того, как те разовьют с помощью специальных упражнений:

  • гибкость;
  • координацию;
  • скорость;
  • силу;
  • выносливость.

В древности предварительная подготовка в Маг Цзал занимала достаточно продолжительное время и могла доходить до пяти лет.

Позднее подготовительные упражнения тибетского боевого искусства стали изучаться, самостоятельная дисциплина, и практиковались, как отдельно, так и в составе Тибетской оздоровительной системы, называемой «Пять способов взращивания жизни».

Тибетская оздоровительная система включает в себя:

  • Определенный распорядок жизни;
  • Процедуры;
  • Лекарственные средства;
  • Упражнения;
  • Специальную практику созерцания.

Принципы и способы предварительной подготовки и развития качеств, необходимых для обучения Маг Цзал также связаны с теорией «Пяти Первоэлементов».

Техника Маг Цзал

Вода

В первую очередь бойцы Маг Цзал развивали такие качества, как гибкость, растяжка и подвижность суставов, что соответствует элементу «Вода».

При этом особое значение придается гибкости позвоночника.

Древне изречение мастеров Маг Цзал гласит: «Человек молод до тех пор, пока гибок его позвоночник».

При работе над развитием качеств «Воды» категорически запрещается применять грубую силу, поскольку элемент «Вода» относится к началу «Инь», которому свойственна мягкость и расслабленность.

Попытки же ускорить прогресс через грубое усилие приводит к противоположным результатам: травмам, зажатию опорно-двигательного аппарата и, в конечном итоге, — к нарушению всего энергетического баланса в организме.

Поэтому наиболее рациональным для развития этих качеств является мягкое, расслабленное воздействие на мышцы, суставы и сухожилия, применяемое через большое количество повторов на протяжении длительного времени.

Земля и Огонь

В противоположность Первоэлементу «Воде» — Первоэлементы «Земля» и «Огонь» основной упор делали именно на развитие силовых и скоростных качеств бойца, относящихся к началу «Ян».

В эти элементы входили как работа с разнообразными отягощениями – камнями, ядрами, металлическими «поясами» и «браслетами» на руки и на ноги, а также с различными видами каменных и бронзовых гирь, штанг и гантелей, так и упражнениями с собственным весом, такие, например, как различные виды отжиманий, выпрыгиваний, подтягиваний и т.п.

Техника Маг Цзал «Железных чаш»

Тибет

Наиболее известной является так называемая техника «Железных чаш» (Джаг-пхор): боец, держа на обеих ладонях по железной монашеской чаши – патре, одновременно вращает их в противоположные стороны по замкнутой траектории напоминающею цифру «8».

Со временем вес чаш увеличивается: сначала с помощью подсыпаемого в них песка, затем – камешков, а затем – свинца.

Под конец вес чащ достигает более 10 кг, а количество вращений доводится до 1000 раз.

Техника Маг Цзал «Алмазная чаша»

На более высоком уровне обучения данное упражнение, называется уже «Алмазная чаша», усложняется: вращение рук с чашами производится одновременно с вращением корпуса; ноги при этом стоят на двух столбах врытых в землю – так называемых «Золотых столбах» (Сэр-шинг), затем же, по мере освоения, боец балансирует уже на незакрепленных каменных или деревянных цилиндрах высотой около 0,5 м — «Хрустальных столбах» (Шел-шинг).

Это последнее упражнение особо ценится мастерами Маг Цзал, поскольку развивает качества всех «Пяти Первоэлементов» – гибкость, координацию, равновесие, силу и выносливость.

При этом не просто отлично прорабатываются все связки, суставы и мышцы бойца, но и нарабатывается важнейший навык одновременной согласованной работы различных частей тела, который в дальнейшем позволяет легко овладевать основной боевой техникой.

Общефизическая подготовка бойца в Маг Цзал существенно отличается от методик, используемых в современных спортивных системах единоборств.

Боец Маг Цзал развивал не силу или выносливость «вообще», а применительно к конкретным бойцовским двигательным навыкам.

Так, например, выносливость и техника дыхания, развиваемые при обычном беге, в корне отличаются от этих же качеств, требующихся во время реального боя, где постоянно происходит «сбив» скорости и ритма движений.

Поэтому в системе Маг Цзал бойцы не просто бегают (что считается самым начальным уровнем), а бегают по валунам (что развивает особый, «подпружиненный» шаг и великолепное чувство равновесия), в лесу между деревьями, уклоняясь от стволов и веток (что служит освоению технике передвижений и уклонов), и при этом еще и непрерывно выполняют руками движения «Железной чаши», при которых задействованы сразу суставы кистей, локтей и плеч.

Такие движения, являющиеся основой почти всех боевых элементов, одновременно тренируют боевой тип дыхания, а также навык непрерывности и раскованности движений, что является основой тактики ведения боя.

На более продвинутых стадиях это же упражнение еще более усложняется за счет увеличения веса чаш.

Данный подход к тренировочному процессу не просто экономит время, поскольку каждое упражнение развивает сразу несколько общефизических качеств, но также за сравнительно короткий срок развивается особый, «боевой» тип опорно-двигательного аппарата, дыхания и двигательных навыков.

В результате сила рук и ног с помощью специальных упражнений развивалась до такой степени, что практически любой удар, нанесенный бойцом Маг Цзал, почти всегда нес с собой серьезную травму или даже смерть противнику.

Техника Маг Цзал неотделима от ее философии. Невозможно овладеть техникой, не понимая сути приемов и принципов боевого искусства.

Техника Маг Цзал: 1 комментарий

  • 03.11.2019 в 21:12
    Permalink

    Очень интересная статья. Во многих стилях встречаются подобные упражнения, но все они как бы разрозненные. Возможно это боевое искусство первоисточник?

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Копирование текста запрещено!