Бразильское боевое искусство
Капоэйра
Национальное боевое искусство — Капоэйра — является частью традиций и культуры Бразилии.
Несмотря на существование нескольких теорий происхождения единоборства, наиболее распространенной является версия, что Капоэйра – это своего рода скрытая форма тренировки, облаченная в форму танца африканскими рабами, привезенными в Бразилию португальцами в период ее колонизации.
В силу понятных обстоятельств африканские невольники не могли практиковать боевое искусство открыто, что и стало, как считают исследователи, главной причиной соединения танца, музыки и акробатики с всевозможными видами ударов, низкими силовыми стойками, перемещениями, уклонами и подсечками.
Существуют мнения, что изначально, в до-бразильский период, боевой аспект в Капоэйра вообще отсутствовал. Капоэйра представляла собой национальный африканский танец, в котором танцоры взаимодействовали друг с другом, воссоздавая посредством пластики тела движения животных и птиц, а также бытовые сцены повседневной жизни.
И лишь в Бразилии в Капоэйра был включен боевой аспект, который стал составной и неотъемлемой ее частью, превратив танец в боевое искусство.
Как бы то ни были, но именно в Бразилии Капоэйра обрела ту форму, которая в настоящее время известна во всем мире.
Помимо африканской культуры, существенное влияние на формирование бразильского боевого искусства оказала культура индейцев.
Смешение африканской и индейской культуры произошло вследствие того, что чернокожие рабы бежали в сельву, места обитания индейцев Южной Америки, где селились в «Вольных городах», так называемых Киломбуш.
Сосуществование и взаимодействие беглых рабов с индейцами, стало базой для синтеза национальных традиций этих народов, что впоследствии повлияло на формирование всей культуры Бразилии и боевого искусства, в частности.
Со временем техника Капоэйра совершенствовалась, оттачивался ее боевой аспект.
Мощные удары, использующие инерцию тела и опору на землю, превратили танец в мощный инструмент борьбы беглых рабов с колонизаторами.
Капоэйра превратилась в смертоносное боевое искусство, против которого у колонизаторов не было защиты.
Результатом практического применения боевого искусства стал запрет Капоэйра. Так с 1820 года Капоэйра стала вне закона. Капоэристов жестоко преследовали и наказывали, а в 1890 году в Уголовный кодекс Бразилии был включен пункт, относящий Капоэйра к уголовно наказуемым занятиям.
Таким образом, бразильское боевое искусство на многие годы оказалось под запретом. Однако запрет на использование Капоэйра только усилил и закалил ее.
Спустя десятилетия Капоэйра, все еще запрещенная на территории Бразилии, превратилась в основной инструмент уличных боев, который банды и кланы Рио использовали при определении прав на территорию, а также для устрашения мирных граждан и полиции.
Но время шло, уходили мастера, а риск уголовного преследования, не способствовал появлению большого количества приверженцев запрещенного боевого искусства. В результате к началу 20 века Капоэйра была практически полностью забыта.
Прозвище Три Удара Местре Бибма получил потому что, как говорят, люди знавшие его, именно столько ударов нужно было Местре, чтобы уложить любого бойца, любого вида единоборств.
В поединке против Местре Бибма никто не мог удержаться больше полутора минут или выдержать более трех его ударов.
Помимо дара выдающегося бойца, не имеющего себе равных в поединках, Местре Бибма обладал даром преподавать, передавать свои знания и опыт ученикам.
Именно Местре Бибма в 1932 году открыл первую школу Капоэйра в Бразилии и разработал технику, основанную на принципе гуманности и бережного отношения к противнику.
Так как большая часть ударов в Капоэйра по технике нанесения — смертельны, бесконтактность, присущая разработанной Местре Бибма технике устранила опасность, которую несло в себе бразильское боевое искусство.
Бесконтактная техника
Созданная Местре Бимба бесконтактная техника легла в основу стиля «Режьонал» — первого современного стиля Капоэйра.
Политические события, происходившие в Бразилии в 30-х годах, в том числе поиск национальной идеи, национального искусства, которое могло заинтересовать и объединить народ, во многом способствовали возрождению Капоэйра.
Стали появляться новые школы Капоэйра, которые уже не были запрещены и могли свободно развиваться, воспитывая новых учеников.
Спустя некоторое время в 1941 году еще один мастер Капоэйра Местре Винсенте Феррейра Паштинья создал свою школу бразильского боевого искусства – «Ангола«, как альтернативу школе Местре Бимба.
Тем ни менее, основной принцип техники возрожденного бразильского боевого искусства – бесконтактность поединков – также сохранилась и для стиля Ангола Капоэйра.
Значимым событием для современной Капоэйра стало триумфальное выступление Местре Бимба и его учеников перед президентом Бразилии Жутулиа Варгасом в 1953 году.
Восхищенный президент предсказал блестящее будущее для бразильского боевого искусства, назвав его национальным достоянием, заслуживающим защиты и поддержки государства. Слова президента оказались пророческими. Капоэйра ждал всемирный успех и признание…
Настоящий бум популярности Капоэйра приходится на 70 – 80 года 20 века, когда бразильское боевое искусство становится самым популярным видом спорта в самой Бразилии и распространяясь обретает популярность во всем мире.
В настоящее время элементы Капоэйра прослеживаются практически во всех современных направлениях танца, существующих в мире. Кроме танцевального направления бразильского боевого искусства, также очень популярна спортивная Капоэйра и фитнес-Капоэйра.
Бразильское боевое искусство самобытно и уникально.
Влияние Капоэйра можно проследить во многих сферах и направлениях культур различных народов.
Само боевое искусство требует хорошей физической подготовки, а занятия Капоэйра способствуют развитию пластики и координации.
Навыки бразильского боевого искусства можно совершенствовать всю жизнь, сохраняя прекрасную физическую форму на многие годы и находя все новые формы той безграничной свободы, которую несет в себе бразильское боевое искусство Капоэйра.
Капоэйра — это моя жизнь! Приходите тренироваться в школу Капоэйра Ангола!
Спасибо за Ваши комментарии.