Звериные стили Ушу

Звериные стили представляют собой ряд направлений китайского Ушу, объединенных под общим названием «Сянсинцюань».

В переводе с китайского «Сянсинцюань» означает «Стили имитации формы» или «Стили образа и формы».

Главной особенностью звериных стилей является то, что они основаны на имитации движений и повадок животных.

Характерная для звериных стилей естественность, раскрепощенность и спонтанность достигается за счет полной самоидентификации с тем животным, движения которого имитируются. Мало того, высшим мастерством в Сянсинцюань считается не только внешняя, но и внутренняя идентификация с животным, образ которого воспроизводится.

Мастера, владеющие образом и формой звериных стилей, достигали естественной и природной мощи животного в его первозданном состоянии.

Происхождение звериных стилей уходит корнями в глубокую древность.

Звериные стили

До наших дней сохранились сведения о древних тотемных танцах, имитирующих манеру боя животных.

Так еще со времен начала нашей эры при императорском дворе устраивались театрализованные постановки, основой которых были танцы, воспроизводящие поединки животных.

Первые документальные упоминания о звериных стилях относятся ко 2-му веку н.э.

Так трактат «Хуайнань Цзы», время создания которого историками отнесен именно в данному периоду, описывал упражнения, объединенные названием «Игры шести зверей» или «Люцинси».

Комплекс «Игры шести зверей» включает в себя следующие формы:

  • Карабкающийся медведь;
  • Вытянувшаяся в полете птица;
  • Моющаяся дикая утка;
  • Скачущая обезьяна;
  • Смотрящая сова;
  • Оглядывающийся тигр.

Игры пяти зверей

Позднее знаменитый даосский врачеватель Хуа То (141—208) создал комплекс «Игры пяти зверей» (Уцинси).

Хуа То утверждал, что выполняя комплекс, основу которого составляли движения: медведя, тигра, оленя, обезьяны и птицы, можно излечиться от любой болезни.

Важнейшим достоинством комплекса являлась психофизической регуляции, способствующая самовосстановлению и самооздоровлению организма.

Воспроизведение внешней формы и внутреннего состояния животного, способствует, по мнению специалистов традиционной китайской медицины, объединению духа и материи, внешнего и внутреннего в человеке.

Звериные стили

Кроме того, важнейшим элементом боевых искусств всегда было дыхание. Воспроизведение способа дыхания животного направляло движение Энергии Ци особым образом, что позволяло бойцу, практикующему звериный стиль, обрасти силу и качества присущие такому животному, или хотя бы приблизиться к ним.

Энергии Ци, по мнению мастеров, меняет кинематику движений, а на высших уровнях практики — и манеру мышления.

Выполняя комплекс, человек не просто обретает единение с природой, но и приближается к пониманию самого себя. Обретает, через подражание естественных движений животного, безграничность собственных возможностей.

Звериные стили

Отголоски звериных стилей можно наблюдать в самых разных направлениях Ушу, например:

  • В стиле Шаолиньцюань одним из самых мощных технических действий является прием «яростный тигр вырывает сердце». Техника включает в себя резкий прыжок вперед и удар «лапой тигра» снизу вверх.
  • В стиле Мицзунцюань («стиль тайного следования») существует большое количество движений, названия которых связаны с мифической птицей Феникс — «Феникс взлетает с красной горы» — одновременный удар коленом и кулаком, «Красный Феникс расправляет крылья» — одновременные блок одной рукой и удар другой.

Для освоение звериных стилей обязательным условием считается мысленное представление образа такого животного.

Также рекомендуется отрабатывать технику звериных стилей в месте, являющемся естественным для соответствующего животного. Например, тренировки «Стиля змеи» следует проводить в высокой траве или скалистом ущелье, тренировки «Стиля журавля» — на берегу озера.

Обстановка, существенно помогала ученикам освоить стиль.

Однако истинные мастера не зависели ни от окружения, ни от обстановки.

Движения и ощущения животного становились настолько естественными для мастера, что становились неотъемлемой частью его человеческой сущности.

Обучение звериным стилям

Как правило обучение Звериным стилям проходит в три основных этапа.

1-й этап – Овладеть формой (Сянсин)

На первом этапе ученик должен был лишь имитировать внешний облик Подражаемого объекта. Например, стиле Обезьяны», ученик, не изучая никаких боевых движений. Ученик должен был стараться двигаться как обезьяна, есть и пить как обезьяна, играть и радоваться как обезьяна…

В стиле «Когтей Орла» (инь-чжао) ученик бил крыльями как птица, падал на песок, словно птица, атакующая добычу.

В «стиле Змеи» (шэцюань), существовала практика «оборачиваться вокруг камня» словно змея, что способствовало развитию невероятной для человека, «змеиной» гибкости.

2-й этап – Отойти от формы (Лисин)

Данный этап первый взгляд являлся противоположным первому. Китайцы говорят:

«Отходя от формы мы достигаем схожести».

Данный этап – это процесс творчества.
Однако прежде чем отойти от формы, форму необходимо было обрести, то есть в полной мере освоить первый этап и его базовые упражнения.
Китайские мастера говорили:
Следует «не отходя от формы, оторваться от нее».

Суть данного высказывания можно осознать лишь в процессе практики.

Боец не должен «переигрывать», увлекаясь чисто внешней имитацией формы. Один из известных мастеров «Стиля обезьяны» (Хоуцюань) Ся Инпэй вспоминал, как он сначала подражал лишь повадкам и ужимкам обезьяны, затем стал замечать, что и его дух стал подобен внутреннему состоянию играющей и сражающейся обезьяны. Затем он потратил много времени на совмещение внешней формы и внутреннего образа, а потом «забыл о том и о другом».

Первые два этапа учат лишь отождествлять себя с каким-либо животным.

3-й этап – Утвердить мысли

Только на данном этапе имитационные движения превращались в настоящее боевое искусство.

Во многих Звериных стилях считалось, что:

Если имитируемая форма не согласуется с боевым содержанием Ушу, то следует пожертвовать формой ради сохранения прикладного содержания.

Таолу

Основой для отработки техники звериных стилей в Ушу является изучение комплексов формальных упражнений — Тао (или Таолу).

Тао упоминаются с 3 века н.э. Однако лишь с 14 — 15 веков комплексы формальных упражнений становятся базой для передачи как технического арсенала Ушу, так и духовной традиции.

Интересной особенностью Звериных стилей Ушу является то, что в большинстве техник используются принципы Золотого сечения.

Звериные стили Ушу изучались многими мастерами боевых искусств и были положены в основу некоторых современных единоборств.

Например, непобежденный чемпион мира по кикбоксингу Бенни «The Jet» Уркидес является мастером Стиля журавля.

Элементы Стиля журавля были включены Уркидесом в Укидокан – боевое искусство, созданное им.

Звериные стили Ушу: 1 комментарий

  • 14.06.2019 в 22:49
    Permalink

    Есть ли хорошие школы ушу в России? Можете подсказать, куда лучше отдать ребёнка. Не хочу, чтобы его били. Нужно что-то мягкое и безопасное. Думаю ушу, то что нужно.

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *