Просветление
Просветление — Путь к Абсолютной истине, с точки зрения философии боевых искусств, проходит через практику духовного пробуждения и обретения внешней и внутренней гармонии.
Буддийские мудрецы считали, что каждый человек рождается полностью свободным от так называемых «ловушек мира», но в течение жизни его душа и ум словно «затуманиваются». [tds_info]Вернуть же изначальную свободу, присущую человеку можно посредством развития его духовного начала.[/tds_info] Древнекитайский мудрец Кок Йим Си Юэн, живший более 900 лет назад, написал притчу — своеобразный путеводитель, который в виде метафор позволяет человеку оценить свой прогресс на пути к духовному просветлению.
Мудрец описывает ступени духовного развития, рассказывая историю о мальчике, которому поручено найти и приручить корову (корова для него символизирует потенциальный источник просветления).
Применительно к боевым искусствам данная притча очень точно описывает этапы Пути к Просветлению, сопутствующие достижению каждого из десяти Данов (степеней черного пояса).
- 1-й Дан
Мальчик в поисках коровы (напомним: для него она — источник просветления) устремляется в лес. Он не находит там коровы и испытывает растущее беспокойство. Он растерян и нуждается в руководстве.
Эта ступень соответствует «Сёдан» — уровню черного пояса первой степени. Человек владеет какой- то техникой и понимает, что должен искать руководства, поскольку не может успешно двигаться далее в одиночку.[ads_hr hr_style=»hr-fade»]
- 2-й Дан
Мальчик старательно ищет и находит след копыта. Он взволнован! Он чувствует себя так, словно нашел хороший учебник, из которого можно извлечь знания.
Эта ступень соотносится с «Нидан» — черным поясом второй степени. Человек старается обрести новое знание из любого, и не обязательно самого лучшего, источника.[ads_hr hr_style=»hr-fade»]
- 3-й Дан
Мальчик находит корову, но издали ему видна лишь часть коровы.
Эта ступень соответствует «Сандан» — человек начинает понимать природу, но на самом деле может осознать лишь какую-то часть природы и жизни.[ads_hr hr_style=»hr-fade»]
- 4-й Дан
Мальчик ловит корову и может видеть ее целиком. Но у него по-прежнему возникают трудности, поскольку он не может управлять коровой, которая отказывается его слушаться.
Эта ступень соответствует «Йодан» — человек временами чувствует, что он понимает природу и самого себя, хотя это понимание ускользает, как песок сквозь пальцы. Временами он впадает в растерянность.[ads_hr hr_style=»hr-fade»]
- 5-й Дан
Мальчик учится управлять коровой. Он заботится о ней и кормит ее.
Эта ступень соответствует «Годан» — уровню мастерства, на котором человек начинает постигать правду. Однако ему по-прежнему нужно учиться многому.[ads_hr hr_style=»hr-fade»]
- 6-й Дан
Мальчик легко управляет коровой — он может кататься на ней верхом, она выполняет все его приказы. Катаясь на корове, он полностью расслабляется и играет на флейте, поскольку ему больше не приходится отвлекаться.
Эта ступень соответствует «Рокудан» — один день ощущается как целая жизнь. Человек может расслабиться и жить естественно, без беспокойства, без рассуждений.[ads_hr hr_style=»hr-fade»]
- 7-й Дан
Происходит нечто новое. Мальчик один — ему не нужна корова. Вплоть до этого момента он считал корову целью своих поисков, его источником просветления.
Теперь он осознает, что просветление и понимание нужно искать в себе самом.
Эта ступень соответствует «Сичидан» — человек начинает находить просветление в себе самом, его ум и тело слиты воедино, истинное счастье приходит к нему естественным образом.[ads_hr hr_style=»hr-fade»]
- 8-й Дан
Мальчик полностью забыл о корове. На самом деле, он полностью забыл обо всех и обо всем. На этой стадии все едино, все одинаково, природа для него находится в равновесии.
Эта ступень соответствует «Хачидан» — ум человека совершенно спокоен, независимо от обстоятельств.[ads_hr hr_style=»hr-fade»]
- 9-й Дан
До этого момента (1—8 Дан) мальчик трудился, тренировался, учился, готовился к следующим этапам. Теперь же он перешел на новый духовный уровень, где время тренировок миновало. Мальчик чист, как новорожденный, у него нет убеждений, заблуждений, мыслей, забот. Он живет на духовном уровне, и жизнь воспринимается как совершенная.
Эта ступень соответствует «Кудан». Просветление и «непросветленность» просто сливаются воедино — человек даже не осознает необходимости в просветлении.[ads_hr hr_style=»hr-fade»]
- 10-й Дан
На этой последней ступени мальчик использует собственное просветление на благо других. Он живет, большей частью, как святой; он путешествует в духовном мире; он существует только для того, чтобы помогать другим. В этом образе мальчик, достигнув просветления, оказывается уже старым мудрецом, который помогает уже другому мальчику начать его собственное путешествие.
Эта ступень соответствует «Дзюдан» — черному поясу десятой степени (Десятому Дану).
С коровой, прикольные метафоры!
Думал, щас открою,прочитаю и пойму, как достичь просветления… Ан нет… :-))