fbpx

Многозадачность

Термин «Многозадачность» или одновременное выполнение нескольких процессов, в первую очередь связывают с работой операционной системы компьютера. Однако данный термин также применим к работе головного мозга.

Как известно мозг человека является самым мощным и совершенным компьютером, или точнее — сложнейшей объединенной сетью.

Мозг человека насчитывает более 80 миллиардов нейронов 10 000 различных типов. При этом каждый из нейронов связан с от 1 000 до 400 000 других нейронов. Такие связи образует более чем 8 квадриллионов постоянно меняющихся соединений.

многозадачность

Если продолжить аналогию с компьютером, на котором одновременное выполнение нескольких задач существенно снижает производительность, работа мозга в многозадачном режиме имеет тот же результат.

Многозадачность существенно снижает интеллектуальную продуктивность, за исключением случаев, когда работа имеет рутинный (автоматический) характер.

многозадачность

Виды многозадачности

Существует 2 вида многозадачности:

  • Параллельная многозадачность (человек пытается делать несколько дел одновременно);[ads_hr hr_style=»hr-fade»]
  • Последовательная многозадачность (человек переключает внимание с одной задачами на другую и выполняет их частями).
[tds_info]Особенностью многозадачности является то, что мозг постоянно вынужден прерываться и менять вид деятельности.[/tds_info]

Существует интересное сравнение особенностей работы мозга с увеличительным стеклом, через которое проходят лучи солнца.

многозадачность

Лучи просто не могут сфокусироваться в нескольких точках одновременно.

Аналогично и мозг человека не может концентрироваться одновременно на нескольких задачах.

Одним из простейших подтверждений невозможности работы мозга в многозадачном режиме является следующий тест:

Ниже изображены две женщины – молодая и пожилая. Рассмотрев оба изображения – обратите внимание, что их обеих (и молодую, и пожилую женщин) невозможно видеть одновременно.

многозадачность

Внимание будет переключаться с одного изображения на другое. Но одновременного восприятия – не будет.

То же самое происходит при попытке работы в многозадачном режиме.

[tds_warning]Если вы думаете, что делаете несколько дел одновременно – вы ошибаетесь.[/tds_warning]
многозадачность

На самом деле мозг просто быстро переключается с одной задачи на другую. При этом такое переключение существенно снижает интеллектуальную продуктивность.

Научно доказано, что при выполнении одной простой задачи, лобные доли мозга работают вместе.

При выполнении 2-х простых задач левая и правая лобные доли мозга разделяют работу между собой.

Когда необходимо одновременно выполнить 3 даже очень простых задачи (выполнение рутинных задач не учитывается) – мозг все равно будет выполнять 2 задачи, забирая ресурсы у одной из 2-х первых задач.

Первым признаком последствий многозадачности (и как следствие перегрузки мозга) являются «глупые ошибки».

многозадачность

Такие ошибки часто списывают на невнимательность или даже лень. Однако причиной является именно перегрузка мозга вследствие работы в многозадачном режиме.

Пытаясь работать параллельно в многозадачном режиме происходит постоянное неосознанное переключение между задачами. При этом часть информации неизбежно теряется, а время выполнения задач увеличивается.

По оценкам ученых время выполнения работы в таком режиме увеличивается от 2-х до 4-х раз.

Мозг, работающий в режиме многозадачности занят, напряжен, но малоэффективен.

Следствием такой работы является сильная усталость при минимальном результате.

[tds_info] Достижение высокой интеллектуальной продуктивности возможно только когда все мыслительные ресурсы сконцентрированы только на одной задаче. [/tds_info]

многозадачность

Тест на многозадачность

Доказательством увеличения времени выполнения одной и той же работы в режиме многозадачности является следующий тест:

Время выполнения теста не более 2-х минут.

Нужно взять два листа бумаги, ручку и секундомер.
Тест включает в себя 2 очень простых заданий.

Нужно написать слово МНОГОЗАДАЧНОСТЬ,

Присвоить каждой букве порядковый номер (1,2,3,4…).

Задания следует выполнить два раза.

Первый раз – в однозадачном режиме (сначала записываете буквы, затем цифры),

Второй раз – в многозадачном (чередуйте буквы и цифры).

Необходимо засечь время выполнения задания (первый и второй раз) и записать время, а затем сравнить результаты.

По статистике время выполнения теста в однозадачном режиме в 2-раза меньше, чем в многозадачном. Мало того, несмотря на всю простоту теста, более 50% людей его выполняющих совершают ошибки.

Факторы снижающие концентрацию

Существенным фактором, снижающим концентрацию, и как следствие продуктивность работы мозга, являются внешние раздражители (телефонные звонки, разговоры окружающих, фоновые звуки…).

[tds_warning]Любой отвлекающий фактор приводит к переключению между задачами. А каждое такое переключение влечет потерю сил и времени.[/tds_warning]

Негативным последствием переключения между задачами является то, что приходится начинать как бы с чистого листа. Соответственно, дробление задачи на части ведет к потери информации. И чем на большее количество частей делится задача, тем больше информации теряется.

При этом приступать к новой задаче не следует сразу же после окончания выполнения предыдущей.

Мозгу нужен перерыв. Это позволяет поддерживать так называемую «остроту мышления» и упорядочить информацию, связанную с выполнением задачи и поместить ее в долговременную память.

[tds_info]Еще одним условием, негативно влияющим на работу мозга, является постоянное нахождение в режиме пассивного потребления информации.[/tds_info]

Данная деятельность отнимает время и силы так, что у мозга не остается ресурсов на переработку получаемых данных, не говоря уже о генерации собственных творческих идей.

И в завершении, хотелось бы процитировать Артура Шопенгауэра, писавшего в своем эссе «О помехах», следующее:

Самый великий ум низводится до уровня ординарного, когда занятие, которым он поглощен, прерывается, когда внимание отвлекается от размышлений над тем или иным вопросом. Ведь мощь ума зависит от интенсивности его сосредоточения – от концентрации всех его сил на одной теме, подобно тому, как линза фокусирует все лучи света в одной точке.

Многозадачность: 3 комментария

  • 26.06.2019 в 22:29
    Permalink

    Так вот почему я устаю, хотя ничего особого не делаю… всё дело в многозадачности….

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.