Додзё

Додзё – можно перевести с японского, как «место, где находят Путь», или «место Просветления».

Для людей занимающихся боевыми искусствами, Додзё является чем-то большим, нежели помещением, где проходят тренировки.

Изначально Додзё называлось место для медитаций и духовных практик в синтоизме и японском буддизме. И лишь спустя время, вдохновленные духом БУДО воины стали употреблять данный термин, для обозначения места занятий боевыми искусствами.

Додзё можно сравнить с храмом или церемониальным центром, где человек преодолевая свои слабости, взращивает зерна своей силы.

Додзё

Занятия боевыми искусствами, предполагают интенсивные физические тренировки, требующие сосредоточенности, концентрации, поэтому входя в «место, где находят Путь» повседневные житейские проблемы должны быть оставлены за его пределами.

Додзё представляет собой, как бы иное измерение, где социальная идентичность – не важна, и является бесполезным препятствием.
Для людей практикующих боевые искусства – это место где проходит особое таинство, которое японцы – Гэйко (искусство постижения знаний).

В школах боевых искусств, таких, как каратэ, айкидо, дзюдо, джиу-джитцу, кэндо и прочих, как правило, в передней части Додзё размещается портрет основателя школы, которому, каждый ученик и мастер, входящий в помещение выражает свое почтение, в виде определенных церемониальных действий, например, поклона.

Додзё

Для многих школ боевых искусств характерны особые ритуалы по отношению к «месту Просветления».

Так входящие в помещение должны обязательно снять обувь, поприветствовать и поклониться, выполнив, так называемый Додзё-Рэй (приветствие).

Выходить из помещения можно только спиной к выходу, при этом также следует совершить поклон «месту, где находят Путь».

Также пребывание в Додзё предполагает определенный этикет, называемый Рэйги, основой которого является уважение учеников друг к другу, а также к мастеру (Сэнсэю) и основателю школы (О-Сэнсэю).

Выполнение Рэйги (правил этикета) способствует получению контроля над эмоциями, обретению спокойствия и сосредоточенности.

Взаимоотношения в Додзё, регламентируемые Рэйги, как правило, предусматривают следующую иерархию:

  • О-Сэнсэй – великий учитель, мастер, основатель школы. Его портрет, обычно помещается в самом почетном месте Додзё. Дух О-Сэнсэя всегда незримо присутствует на тренировках.
  • Сэнсэй – (дословно можно перевести, как «старший» или «рожденный раньше») — мастер, учитель школы.
  • Сэмпай — (дословно можно перевести, как «товарищ, стоящий впереди») – старший или более опытный ученик, приближенный к мастеру (Сэнсэю).
  • Кихаи — (дословно можно перевести, как «товарищ, стоящий позади») – младший, менее опытный ученик.

Додзё

В японской традиции принята многоуровневая система градаций взаимоотношений в обществе, называемая также Kodansha (Коданся/Кюданся) – предусматривающая классификацию степени мастерства.

В боевых искусствах (БУДО) Kodansha выражается в виде системы поясов — ученических уровней (Кю) и мастерских уровней (Данов).

Помимо церемониальных традиций, связанных с посещением и пребыванием в «месте Просветления», существуют весьма значимые практические аспекты особого отношения практикующих боевые искусства к месту тренировок, которое выражается в возможности настроиться на предстоящую тренировку, подготовиться не только физически, но и интеллектуально и эмоционально к предстоящим занятиям, что без сомнения улучшит качество процесса обучения и тренировочного процесса.

Додзё: 4 комментария

  • 16.11.2018 в 08:28
    Permalink

    А как в Додзё настраиваются на тренировку? Особый ритуал есть?

    Ответ
    • 16.11.2018 в 09:09
      Permalink

      Есть практика МОКУСО – «медитация», по значению близко к понятию «му син» (состояние «не ума», пустоты разума). Проводится для «очищения» разума перед тренировкой, избавления от мешающих мыслей, остановки внутреннего диалога, настраивает на практику. В конце тренировки – осознание прошедшей тренировки, мысленное закрепление произошедшего, успокоения ритма дыхания.

      Ответ
      • 16.11.2018 в 09:10
        Permalink

        Спасибо за Ваш комментарий!

        Ответ
  • 16.11.2018 в 09:13
    Permalink

    В Додзё во время поклона друг другу, все присутствующие в зале говорят:

    в начале тренировки: «Онэгаэ Симас» (Onegai shimasu) – выражение уважения и доверия друг другу. Примерно обозначает «научите пожалуйста», «разрешите тренироваться с вами», «удачной тренировки». Выражение достаточно многогранно.

    в конце тренировки : «Домо Аригато Годзаймас та» (domo arigato gozaimashita) – благодарность за совместное занятие. Значение: большое спасибо (очень уважительное, в прошедшем времени, т.е. за уже произошедшее событие, в нашем случае – за тренировку).

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.